
Возвращаемся к цифрам после GDC. Newzoo рассказал о рынке PC и консолей в 2023 году. Sensor Tower подвёл итоги 2022 года и обозначил тренды текущего. data.ai уже рассказал о результатах первого квартала 2023.
За эту неделю:
- Newzoo: Рынок PC и консолей в 2023 году
- Epic Games Store: Результаты 2022 года
- Sensor Tower: Мобильный игровой рынок в 2023 году
- Newzoo & MPL: Рынок PCG-игр вырастет до $16 миллиардов в 2024 году
- SELL: Французский игровой рынок снизился до €5,5 миллиардов в 2022 году
- data.ai: Мобильные игроки тратили больше $1,6 миллиардов в неделю в первом квартале 2023 года
- Circana: Игровой рынок в США в феврале 2023 года вырос на 6%
- Adjust: Тренды мобильной игровой индустрии в 2023
А ещё есть канал в Telegram. Подписывайтесь на него.
Newzoo: Рынок PC и консолей в 2023 году

Основные тренды:
- Рынок PC и консолей перестраивается, но его результаты выше предыдущих прогнозов Newzoo.
- Всё больше AA и AAA-разработчиков перестраивается на сервисную модель. Это значит, что новых игр будет меньше, а жизненный цикл выходящих проектов будет выше.
- Проблемы с полупроводниками закончились, поэтому PlayStation 5 и Xbox Series S|X будут наращивать свою долю на рынке.
- На PC и консолях появится внутриигровая реклама. При этом, она не должна будет отвлекать пользователей от повествования.
Деньги:
- $92,3 миллиарда – выручка рынка PC и консолей по итогам 2022 года. Рынок упал на 2,2% к прошлому году.
- $51,8 миллиардов – размер консольного рынка (-4,2% YoY); $38,2 миллиарда – объём PC-рынка (+1,8% YoY); на долю браузерных игр приходится $2,3 миллиарда (-16,7% YoY).
- Североамериканский рынок – основной для PC и консолей; его объём составляет $31,2 миллиарда (-4,2% YoY). Лидер – США ($29 миллиардов).

- Размер азиатско-тихоокеанского региона – $30,2 миллиарда (-0,2% YoY). Крупнейшая страна региона по выручке – Китай ($15,2 миллиарда).
- Объём PC и консольного рынка Европы – $24,3 миллиарда (-2,9% YoY); Латинской Америки – $4,2 миллиарда (+0,7% YoY); MENA-региона – $2,5 миллиардов (+2,9% YoY).
- Среднегодовой темп роста рынка PC и консолей с 2015 по 2022 года составил 5,8%. На 3,6% в год рос PC-сегмент и на 7,8% – консольный.

Потребительские привычки
- 1,1 миллиарда пользователей насчитывает аудитория PC; на консолях 611 миллионов игроков.
- В 2022 году пользователи на PC и консолях стали проводить в играх на 20% меньше часов.

- В топе по MAU за 2022 на PC год всего одна игра, вышедшая в 2022 году – это Call of Duty: Modern Warfare II (Warzone 2.0). Релизов 2021 года в топе тоже нет.

- Шутеры, приключенческие игры, Battle Royale – самые популярные жанры у игроков.

- Пользователи на консолях охотнее совершают платежи в играх – покупают контент, совершают микротранзакции, берут подписки. На консолях доля выручки таких покупок от общего объёма – 48%; на PC – 39%.

- 13 из 20 самых популярных игр в 2022 году на консолях распространяются по модели F2P. На PC таких 12 из 20.

- Три крупные платные игры в 2022 году перешли с платной модели на F2P – это Overwatch 2; Fall Guys и The Sims 4.
- Трансмедиа-стратегии работают. В Cyberpunk 2077 после выхода Cyberpunk: Edgerunners вырос MAU на 249%.

- Существует прямая корреляция между популярностью игры на стриминг-платформах и DAU. Но работает это только для AAA-релизов.
- 66% игроков на PC и консолях тратят деньги на игры.
Аудитория

- 40% аудитории на PC и консолях идентифицируют себя как женщины.
- 66% всех игроков за последние полгода играли на PC или консолях.
- 40% игроков на PC и консолях считают себя хардкорными игроками.
- 75% PC/консольных игроков не только играют в игры, но и смотрят стримы, обсуждают релизы.

- 7 из 10 игроков на PC и консолях играли за последние полгода на других платформах.
- 66% игроков до сих пор не очень хорошо понимает, что такое облачный гейминг и зачем он нужен.
Прогнозы на 2023 год
- Консольный рынок вырастет на 9%; PC – на 1%.
- Отложенные релизы с 2022 года будут выходить в 2023. Это будет стимулировать покупательную активность пользователей.
Epic Games Store: Результаты 2022 года

- Общее количество пользователей достигло 230 миллионов игроков (в 2021 году было 194 миллиона).
- 626 новых игр вышло на платформе в 2022 году – всего в Epic Games Store доступно 1548 игр.
- MAU в декабре 2022 года составило 68 миллионов пользователей.
- $820 миллионов потратили пользователи в 2022 году в Epic Games Store. Это на 2% ниже, чем годом ранее.
- На $355 миллионов продались игры от сторонних разработчиков в Epic Games Store. Рост по этому показателю составил 18% к 2021.
- Бесплатные игры на платформе забрали более 700 миллионов раз. Их средний рейтинг – 75. Всего за год раздали 99 игр общей стоимостью в $2240.
- Genshin Impact, Rocket League, Tiny Tina Wonderlands, GTA V и Fortnite – лидеры 2022 по выручке и вовлечению пользователей.
Sensor Tower: Мобильный игровой рынок в 2023 году

Тренды
1. Большая часть жанров в 2022 году упала по загрузкам. Загрузки гиперказуальных игр снизились на 24%. А вот гибрид-казуальные игры выросли по загрузкам на 13% – Sensor Tower считает, что такие игры заменят традиционный гиперкеж.

2. Выручка всех жанров, за редкими исключениями (настольные игры, экшны), упала. Шутеры упали по выручке на 25%, следом идут RPG – 20% падение. В случае с RPG, падение выручки длится уже 7 квартал подряд.

3. Азия – главный источник выручки для RPG-игр. 39% всех денег приходится на этот регион.

Гибридказуальный рынок в 2022 году
- $1,4 миллиарда – совокупная выручка гибрид-казуальных игр в 2022 году. По этому показателю поджанр растёт уже 4 год подряд.

- Загрузки в 2022 году составили 5,1 миллиарда – и здесь тоже рост к прошлому году.
- В 2022 году вышло 99 новых гибрид-казуальных игр.
- В гибрид-казуальных играх выше средняя длина сессии (особенно на iOS) и средний плейтайм в месяц в сравнении с гиперказуальными играми.

- Океания (+18% YoY), Северная Америка (+17% YoY), Африка (+9% YoY) – лидеры по относительному росту загрузок гибрид-казуальных игр.
NFT и Web 3-игры
- Мобильные Web-3 падают с третьего квартала 2022 года. В первом полугодии 2022 года загрузки таких игр достигли 46 миллионов, а во втором снизились до 29 миллионов.

- Ситуация по MAU аналогичная, только падение началось со второго квартала 2022 года.

Тренды меты и монетизации

- Sensor Tower считает, что мы полноценно вошли в мир GaaS.
- Игры, которые отвечают за 97% выручки на игровом рынке, применяют разные Live Ops-практики.

- 15% топовых игр с лутбоксами генерирует 73% мировой мобильной выручки.

- Коллекционирование героев – один из ключевых элементов монетизации. Он встречается в 7 из 10 топовых игр.
- У игр, где есть коллекционирование персонажей вместе с социальными элементами (кланами) сильно выше вовлечение пользователей, чем у игр, где либо этих элементов нет, либо они присутствуют по-отдельности.

Цифры по рынку в 2022 году

- Выручка мобильных игр падает уже 5 квартал подряд. Падение началось в Q4 2021.
- США остаётся крупнейшим мобильным рынком с ежеквартальной выручкой больше $5,5 миллиардов. Но в 4 квартале 2022 года падение составило 6% к прошлому году.
- Рынки Японии (-22% YoY), Южной Кореи (-20% YoY) и Тайваня (-12% YoY) сильно просели в четвёртом квартале 2022 года.

- Индия выросла по выручке на 13% YoY в четвертом квартале 2022 и достигла $2,5 миллиардов.
- С 2019 года рынок США увеличил свою долю на мобильном игровом рынке с 26% до 29%. Япония теряет свои позиции. Падает по графику и Китай, но Sensor Tower не учитывает сторонние Android-магазины.

- Загрузки на мобильном игровом рынке стабильные последние несколько лет. После пика в первом-втором квартале 2020 года, они просели на 2% в третьем-четвертом квартале 2021 года и ещё на 1% в третьем-четвёртом квартале 2022.

- Индия в 2022 году сгенерировала 17% всего объёма загрузок мобильных игр. США и Бразилия – по 8%. Индонезия – 6%, Россия – 5%.

Рынок США

- За 2022 год мобильный игровой рынок США упал на 6%.
- Загрузки игр в США упали по итогам 2022 года ниже допандемийных уровней. До начала COVID-19, в четвёртом квартале 2019 года, установки дошли до 1,269 миллиардов. В четвёртом квартале 2022 года загрузки упали до 1,107 миллиардов.

Рынок Европы

- Европейский рынок упал на 11% по выручке в 2022 году. Впрочем, результаты лучше препандемийных уровней.
- Россия по выручке упала на 72%, впервые выпав из топ-5 рынков. Сильное падение у Великобритании – на 13% YoY в четвертом квартале 2022.

- Загрузки вернулись на допандемийные уровни.

- Несмотря на падение по выручке, Россия – крупнейший рынок Европы по загрузкам. На долю страны пришлось 673 миллионов загрузок в четвёртом квартале 2022 – это 24% всего объёма.

Рынок Азии

- Выручка упала на 14% по итогам 2022 года.

- Загрузки в четвёртом квартале 2022 года выросли на 6%. Рост состоялся благодаря Индии.
Newzoo & MPL: Рынок PCG-игр вырастет до $16 миллиардов в 2024 году

PCG (Paid Competitive Games) – это игры, в которых люди могут заработать реальные деньги, соревнуясь с другими людьми. Их также называют skill-based-играми.
Рынок
- Среднегодовой темп роста с 2021 по 2024 составит 31,9%. Это в 6 раз выше, чем у традиционных игр (среднегодовой темп роста – 4,9% за тот же период).
- США, Индия, Мексика, Великобритания и Германия – основные рынки для PCG-игр.
- США – крупнейший рынок для данного направления. В 2021 году его объём оценивается в $3 миллиарда. К 2024 он, по прогнозам, вырастет до $6,6 миллиардов.
- Второе место у Индии – к 2024 году объём рынка должен составить $3,5 миллиарда.
Пользовательские привычки
- Игроки в PCG тратят больше времени, чем обычные игроки (4,6 – 6,2 часа в неделю против 3,5 – 5,3 часов в неделю). У них также установлено больше игр (6 – 7,6 игр против 4,4 – 6,1 у обычных игроков).
- PCG-игроки планируют увеличивать свои траты на этот тип развлечений. В Индии таких 58%, в США и Бразилии – 51%.
SELL: Французский игровой рынок снизился до €5,5 миллиардов в 2022 году

- Падение составило 1,6% YoY.
- Выручка консольного сегмента составила €2,56 миллиарда (-6,6% YoY); PC-сегмент вырос на 5,8% YoY до €1,54 миллиардов. Мобильный рынок остался без изменений – €1,41 миллиарда.

- На долю ритейл-версий игр пришлось 55% всей выручки.
- Любопытно, что на консолях вырос сегмент физических копий игр (+4% к 2021 году), а вот цифровые продажи снизились на те же 4%. Это идёт вразрез с мировыми трендами.

- FIFA 23 – главная игра года (1,75 миллионов копий). Следом идут Call of Duty: Modern Warfare II (791 тысяча копий) и Pokemon Legends: Arceus (589 тысяч копий).
data.ai: Мобильные игроки тратили больше $1,6 миллиардов в неделю в первом квартале 2023 года

- В среднем, пользователи тратили $1,63 миллиарда в неделю и совершали 1,2 миллиарда загрузок по миру.
- Это на 28% больше, чем в допандемийном 1 квартале 2020 года.
- В 1 квартале 2023 года случились изменения в чартах загрузок. Появилась одна новая игра – Attack Hole от Homa (7 место). На 47 строчек поднялась Football League 2023 (8 место). Gardenscapes вырос на 40 позиций (9 место).

- Gardenscapes также сильно вырос по выручке, заняв 9 строчку в рейтинге. Uma Musume Pretty Derby успешно отпраздновала двухлетнюю годовщину и заняла 10 место. Позиции с 1 по 6 в чарте остались неизменными. Лидер с большим отрывом – Honor of Kings.
Circana: Игровой рынок в США в феврале 2023 года вырос на 6%

Общие цифры
- Всего пользователи потратили на игры $4,6 миллиардов (+6% YoY).
- Траты на игры составили $3,9 миллиарда (+1% YoY). Железо купили на $495 миллионов (+68% YoY). Продажи аксессуаров выросли на 13% и достигли $212 миллионов.
Игры
- Hogwarts Legacy стал самой продаваемой игрой месяца, а также – самой продаваемой игрой года по результатам первых двух месяцев.
- В феврале в США сразу 7 новых игр попало в топ-20 по продажам.
- Сериал помог The Last of Us: Part I подняться с 11 строчки на 6 в феврале. А The Last of Us: Part II поднялся с 41 строчки в январе до 18 в феврале.
- Общая выручка мобильного сегмента в США продолжила снижаться. Тяжелее всего мидкорным жанрам.
- Мобильные шутеры после тяжелого 2022 года находятся в стабильном положении, падение прекратилось.
- Мобильные спортивные игры выросли по выручке в феврале 2023 года.
Консоли
- Продажи консолей показали лучший результат с феврале 2009 года.
- PlayStation 5 – лидер февраля 2023 как по количеству проданных систем, так и по выручке.
Adjust: Тренды мобильной игровой индустрии в 2023

В исследовании учитывались данные с января 2021 года по январь 2023. В нём излучалось более 5 тысяч приложений.
Общие цифры
- Мобильная игровая выручка в 2022 году составила $110 миллиардов. Это на 5% меньше, чем годом ранее.

- Размер игрового мобильного рынка Китая – $42,4 миллиарда. Это крупнейший рынок мира, следом идут США ($24,02 миллиарда), Япония ($13,1 миллиард), Южная Корея ($5,28 миллиарда), и Германия ($2,47 миллиарда).
- Траты на рекламу мобильных игр в 2023 году достигнут $362 миллиардов. Рост к 2022 году составит 7,5%.
- Число пользователей, разрешающих обработку своих персональных данных на iOS, увеличивалось в течение всего 2022 года. В мобильных играх этот показатель вырос с 30% до 36%.

- Загрузки и количество сессий в играх упало в 2022 году. Но в январе 2023 года они снова начали расти – на 10% по загрузкам и на 11% по сессиям. IAP-выручка также выросла на 14%, в сравнении со средним показателем Q4 2022.

- IAP-выручка в 2022 году упала на 9% в сравнении с прошлым годом.
Загрузки
- Музыкальные (+190%), образовательные (+124%), гоночные (+32%), настольные (+20%) игры выросли по загрузкам в 2022 году.

- Гиперказуальные игры отвечают за 25% всех мобильных игровых загрузок.

- Соотношение платных загрузок к органическим в 2022 году снизилось с 0,75 до 0,71. В гиперказуальных играх падение с 3,2 до 2,93.
Продуктовые метрики

- Средний D1 Retention составил 29% – эта цифра осталась без изменений. А вот D3 упал с 20% до 19%; D30 снизился с 7% до 6%.

- Самый высокий средний D1 Retention в Q4 2022 был у спортивных игр – 31%.

- Средняя длина сессий в играх в январе 2023 года составила 30,96 минут.

- На долю экшн-игр приходится 25% всех сессий.